Мир «Формулы-1» за последние годы изменился до неузнаваемости. Строгие ограничения на расходы, рост популярности гонок и массовый интерес со стороны спонсоров и инвесторов сделали этот спорт не только зрелищным, но и невероятно прибыльным. Владение гоночной командой сегодня — это больше, чем увлечение. Это серьезный бизнес, который привлекает автопроизводителей, миллиардных инвесторов и даже государственные фонды. Кто же стоит за рулем этих масштабных проектов? Мы собрали всю информацию о текущих владельцах команд «Ф-1» и оценили их влияние.
Полезные статьи
И так, начинаем:
- Red Bull Racing. Владеет всем концерн Red Bull, у которого 49%. Во главе Марк Матешиц, сын основателя Дитриха Матешица. Его состояние составляет $20,7 млрд. Остальные 51% у Чалерма Ювидья (состояние $20,2 млрд). Команда Red Bull Racing начала свой путь в 2004 году, когда Дитрих Матешиц приобрел её за 1 доллар, взяв на себя крупные инвестиционные обязательства. Это была инвестиция, которая полностью оправдала себя. После смерти Матешица в 2022 году его доля перешла к сыну Марку, а в управлении команды приняли участие и другие совладельцы концерна. Red Bull Racing на сегодня — это не просто команда, а целая экосистема, включающая инженерные подразделения и моторный завод. В 2024 команда не смогла выиграть Кубок Конструкторов, но готова развиваться.
- Ferrari. Владельцы за всю историю не меняются, ведь “скудерия” принадлежит Ferrari N.V. (65,5% акций на бирже) немного акций имеют еще: семья Элканн-Аньелли (через фонд Exor, 24%) и 10% оставил себе Пьеро Феррари. Компания Ferrari остается одной из немногих, кто никогда не продавал команду. Основной акционер, фонд Exor, подконтролен клану Аньелли, который управляет ключевыми активами компании. Ferrari — это не только легенда автоспорта, но и основная маркетинговая платформа бренда, капитализация которого сегодня превышает €38 млрд. «Феррари» с каждым годом улучшаются и в нынешнем сезоне даже претендовали на Кубок Конструкторов. В следующем за команду будет выступать сам Льюис Хэмилтон!
Полезные статьи
- Mercedes-AMG Petronas. Как и у «Феррари», владельцы исторически прописаны достаточно давно. Правда в 2020 году состав немного изменился и теперь ситуация следующая: Daimler AG (33%), INEOS (33%), Тото Вольфф (33%). Стоимость команды приблизительно 4 млрд. долларов, если верить изданию Sportico. Команда Mercedes претерпела значительные изменения с момента её возвращения в 2009 году. В 2020 году нефтехимическая компания INEOS вошла в капитал команды, а шеф команды Тото Вольфф получил равную с основными акционерами долю. Эти изменения сделали Mercedes одной из самых влиятельных и прибыльных команд в «Формуле-1».
- Alpine. Главная доля акций принадлежит Renault Group (76%), а остальное продали группе частных инвесторов (24%), включая актера Райана Рейнольдса, RedBird Capital и Otro Capital. После длительной истории ребрендингов и смен владельцев, команда Alpine, принадлежащая Renault Group, привлекла голливудских инвесторов и фонд RedBird. Эти инвестиции усилили финансовую стабильность команды и подчеркнули её статус в мире автоспорта.
Полезные статьи
Отличные перспективы у McLaren, в основном благодаря денежным вливаниям со стороны Государственного фонда Бахрейна Mumtalakat (67%). Также свою частичку имеет и MSP Sports Capital — 33%. McLaren — одна из старейших и самых уважаемых команд «Ф-1». В 2020 году в команду инвестировал американский фонд MSP Sports Capital. Тем не менее, ключевым акционером остается фонд Mumtalakat, который поддерживает стратегическое развитие команды.
Полезные статьи
Haas — самая «молодая» команда в чемпионате. Её владелец, американский предприниматель Джин Хаас, полностью финансирует команду за счёт частных средств и доходов своего промышленного бизнеса.
У Aston Martin владельцы: Лоренс Стролл, фонды Arctos Partners, HPS и Accel, компания Aston Martin, сотрудники. После банкротства команды Force India её приобрёл канадский миллиардер Лоренс Стролл, который значительно увеличил её стоимость, привлекая инвестиции и меняя стратегию управления. Сегодня команда сотрудничает с фондом Arctos Partners, что укрепляет её позиции.
AlphaTauri находится под влиянием концерна Red Bull, причем в той же доле, как и основная команда: 49% у Марка Матешица, 51% у Чалерма Ювидья. Бывшая Minardi была преобразована в младшую команду Red Bull, но сохраняет свою самостоятельность. Это важный инструмент для развития молодых гонщиков и тестирования технологий. Даже в Формуле-1 присутствует такая практика, хотя не все участники довольны, что у РБ есть фарм-команда.
Об «Уильямс» известно крайне мало, ведь из-за проблем с финансами в последние годы перемен хватает, а прогресса так и не видать. Не так давно команда перешла во владение небольшого инвесторского фонда Dorilton Capital, а также есть еще один владелец, но его имя не разглашается. Не Марк Матешиц ли это часом?
Маловато информации и об «Ауди». Последний новичок Ф-1 «Кадиллак» огласил имя владельцев, но без пропорций по долям акций: «Дженерал Моторс», Дэн Тоурисс, Марк Уолтер. В Формуле-1 отметили, что пока всем занимается известный американский автоконцерн, начиная от организационных вопросов и заканчивая работой над мотором. Эксперты отмечают, что именно «Кадиллак» способен стать солидным игроком в чемпионате. На это посмотрим только с 2026 — может еще кто-то войдет в состав лиги!